Правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ)
Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ)
Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ)
Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.
Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником
Закажите у нас оформление уведомления МВД о заключении договора с иностранным гражданином
Граждане республик Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения: особый порядок приема на работу
Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан, Киргизии и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.
Примечание
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Стороны Договора — Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. 10 октября 2014 года к данному договору присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Нормы договора о ЕАЭС имеют приоритет над российскими законами (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Обратимся к некоторым положениям Договора
«Трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства» (п. 1 ст. 97 Договора)
Получается, что гражданам из перечисленных республик не нужно иметь разрешение на работу или патент. А работодатель, в свою очередь, не должен оформлять для таких работников приглашение на въезд (ст. 18 Закона № 115-ФЗ)
При приеме на работу граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении должны представить работодателю такой же комплект документов, что и российские граждане. Это объясняется следующим положением Договора: «Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора» (п. 4 ст. 97 Договора)
Напомним, что перечень документов, предъявляемых при устройстве на работу, приведен в статье 65 Трудового кодекса. В частности, в этот перечень входит документ об образовании (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки). Должен ли иностранный работник позаботиться о легализации (т.е. о подтверждении) документа об образовании, выданного в одной из республик, подписавших Договор?
«В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании» (абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора)
Это означает, что представленные для трудоустройства документы об образовании не требуют легализации. Исключение составляют случаи, когда граждане названных республик претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора)
Вместе с тем, работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также направлять различные запросы для проверки этих документов (абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора)
Процитируем еще одно важное положение Договора:
«Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда» (п. 1 ст. 97 Договора)
Из данного положения следует, что российские компании могут принимать на работу граждан из Белоруссии, Казахстана и Армении без учета допустимой доли иностранцев. Напомним, что на 2015 год допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями при осуществлении определенных видов экономической деятельности, установлена постановлением Правительства РФ от 19.12.14 № 1420
Уведомление МВД о приеме и увольнении иностранца
С 1 января 2015 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Распространяется ли данное правило на работников из Белоруссии, Казахстана и Армении? В комментируемом Договоре ничего на этот счет не сказано. В связи с этим работодателям придется уведомлять миграционную службу о приеме на работу и увольнении граждан из названных республик.
Упомянем также еще один важный документ — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется
Но что понимать под «порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы»? Есть мнение, что данная норма позволяет работодателям не сообщать в ФМС о приеме на работу белорусского гражданина. Однако официальные разъяснения по этому вопросу пока отсутствуют. В связи с этим, на наш взгляд, лучше не рисковать, и уведомлять органы ФМС о принятии на работу (или увольнении) в том числе и граждан Белоруссии. По крайней мере, это обезопасит работодателей от привлечения к довольно серьезным мерам ответственности (ч. 3 и ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):
- для организаций — штраф от 400 000 до 800 000 рублей, либо приостановление деятельность на срок от 14 до 90 суток
- для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей
Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность еще более жесткая. А именно:
- для организаций — штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности от 14 до 90 суток
- для должностных лиц — штраф от 35 000 до 70 000 рублей
Важно отметить, что указанная выше ответственность грозит не только за неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления. Поэтому обратите внимание, что с 25 мая 2015 года применяются новые формы уведомлений (утверждены приказом ФМС России от 12.03.15 № 149)
Уведомление о прибытии иностранца
Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»)
Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор: «Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора)
Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):
- для организации — штраф от 400 000 до 500 000 руб.
- для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 руб.
Срок пребывания иностранного работника в России
Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора)
При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Полис ДМС для иностранного гражданина, купить онлайн